Другие ресурсы

Территориальное планирование


Скачать полную версию в формате doc можно по данной ссылке

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение о территориальном планировании Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее – Положение) подготовлено в соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве текстовой части материалов в составе генерального плана Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, содержащей цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием последовательности их выполнения.


2. Территориальное планирование Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее также – поселение, городское поселение, муниципальное образование) осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия, муниципальными правовыми актами и направлено на комплексное решение задач развития поселения и решение вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


3. Основные задачи генерального плана поселения:
– выявление проблем градостроительного развития территории поселения;
– определение основных направлений и параметров пространственного развития поселения, обеспечивающих создание инструмента управления развитием территории поселения на основе баланса интересов федеральных, республиканских и местных органов публичной власти;
– создание электронного генерального плана на основе новейших компьютерных технологий и программного обеспечения, а также требований к формированию ресурсов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.


4. Генеральный план поселения устанавливает:
– функциональное зонирование территории поселения;
– характер развития поселения с определением подсистем социально-культурных и общественно-деловых центров;
– направления развития жилищного строительства за счет сноса ветхого и аварийного жилья, а также путем освоения незастроенных территорий;
– характер развития сети транспортной, инженерной, социальной и иных инфраструктур.


6. Генеральный план поселения разработан на расчетный срок до конца 2028 года. Этапы реализации генерального плана, их сроки определяются органами местного самоуправления поселения исходя из складывающейся социально-экономической обстановки в поселении и республике, финансовых возможностей местного бюджета, сроков и этапов реализации соответствующих федеральных и республиканских целевых программ в части, затрагивающей территорию поселения, приоритетных национальных проектов.


7. Реализация генерального плана поселения осуществляется в границах муниципального образования на основании плана реализации генерального плана, разрабатываемого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и утверждаемого главой поселения в течение трех месяцев со дня утверждения генерального плана.


8. План реализации генерального плана поселения является основанием для разработки и принятия муниципальных целевых градостроительных и иных программ развития поселения.


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Цели территориального планирования


Территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территорий городского поселения исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:
– обеспечения устойчивого развития поселения;
– формирования благоприятной среды жизнедеятельности;
– развития и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
– формирования комплексной инфраструктуры поселения, отвечающей современным требованиям, установленным действующим законодательством.
1.2 Задачи территориального планирования
1.2.1 Пространственное развитие
Первой и основной задачей пространственного развития является создание благоприятной среды жизнедеятельности человека и условий для устойчивого развития поселения на перспективу путем достижения баланса экономических и экологических интересов.
Эта задача включает в себя ряд направлений, к основным из которых относятся следующие:
– совершенствование жилищной политики с целью улучшения жилищных условий, определение территорий для жилищного строительства;
– создание доступной и высокоэффективной социальной сферы обслуживания населения, в том числе возможность получения квалифицированных услуг в сфере культуры, здравоохранения, социально-бытового обслуживания;
– усовершенствование внешних и внутренних транспортных связей как основы укрепления экономической сферы, а также развитие улично-дорожной сети;
– развитие системы инженерного обеспечения с целью предоставления качественных коммунальных услуг;
– обеспечение экологически устойчивого развития территории путем создания условий для сохранения уникального природно-ресурсного потенциала территории, выполнения территорией средоохранных, экологовоспроизводящих функций;
– увеличение инвестиционной привлекательности поселения, что повлечет за собой создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения;
– создание условий для разнообразных видов отдыха, занятий спортом.
Пространственная структура муниципального образования Темниковское городское поселение представляет собой территорию с рельефом, пересечённым балками и оврагами. Муниципальное образование Темниковское городское поселение находится в центральной части Темниковского района республики Мордовия и имеет статус городского поселения. В состав муниципального образования входит  город Темников, который является административным центром городского поселения. В северной и восточной части городское поселение граничит с Русско-Тювеевским сельским поселением, в западной части с Алексеевским сельским поселением, в южной части – с Бабеевским сельским поселением и Подгородно-Канаковским сельским поселением. Территории, окружающие населённый пункт, представлены преимущественно землями сельскохозяйственного использования, а также лесной растительностью в южной части населённого пункта, которая представлена дендрологическим садом и Емашевской рощей.
Исходя из комплексного градостроительного анализа потенциала Темниковского городского поселения генеральным планом определены основные пути решения задач пространственного развития поселения и населенного пункта, входящего в его состав:
– совершенствование пространственной структуры территории поселения и населенного пункта;
– регенерация и развитие жилых территорий;
– развитие  зон общественного  центра  и  объектов со¬циальной  инфраструктуры;
– реорганизация и развитие производственных территорий.
1.2.1.1  Совершенствование пространственной структуры территории населенного пункта, входящего в состав поселения
Совершенствование пространственной структуры территории населенного пункта, входящего в состав поселения.
К задачам пространственного развития поселения относятся:
– установление границ населенного пункта с учетом перспективного градостроительного развития;
– переход развития поселения к структурной, функциональной и средовой реорганизации и обустройству территории;
– сохранение, развитие, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного каркаса территории поселения;
– структуризация жилых, производственных и природных территорий, трансформация в соответствии с общей моделью планировочной структуры поселения.
1.2.2  Регенерация и развитие жилых территорий
Основными задачами по реорганизации и развитию жилых территорий являются:
– развитие жилых территорий за счет повышения эффективности использования и качества среды ранее освоенных территорий, комплексной реконструкции территорий с повышением плотности их застройки в пределах нормативных требований, обеспечения их дополнительными ресурсами инженерных систем и объектами транспортной и социальной инфраструктур;
– развитие жилых территорий за счёт освоения территориальных резервов населенного пункта путём формирования жилых кварталов на свободных от застройки территориях, отвечающих социальным требованиям доступности объектов обслуживания, общественных центров, объектов досуга, требованиям безопасности и комплексного благоустройства;
– увеличение объемов комплексной реконструкции и благоустройства жилых территорий, капитального ремонта жилых домов, ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда;
– формирование многообразия жилой застройки, удовлетворяющей запросам различных групп населения.
1.2.3  Развитие общественных центров и объектов социальной инфраструктуры
Основными задачами по развитию общественных центров и объектов социальной инфраструктуры являются:
– упорядочение сложившихся общественных центров и наполнение их объектами общественно-деловой и социальной инфраструктур;
– организация деловых зон, включающих объекты досуга, обслуживания и торговли;
– формирование в общественных центрах благоустроенных и озелененных пешеходных пространств.
1.2.4 Регенерация и развитие производственных территорий
Основными задачами по реорганизации и развитию производственных территорий являются:
–  упорядочение и благоустройство территорий существующих производственных и коммунально-складских объектов;
– определение перспективных территорий под развитие производственных и коммунально-складских объектов.
1.2.5 Развитие транспортной инфраструктуры
Обеспечение качественного транспортного обслуживания населения путем совершенствования внутренних и внешних транспортных связей, реализуемых по следующим направлениям:
– создание новых и модернизация существующих базовых объектов транспортной инфраструктуры;
– повышение качества внутренних транспортных связей за счет совершенствования всего транспортного каркаса и отдельных его элементов.
1.2.6 Развитие инженерной инфраструктуры
Основными задачами развития инженерной инфраструктуры является предоставление качественных коммунальных услуг, за счет:
– создания новых и модернизации существующих базовых объектов инженерной инфраструктуры;
– развития систем инженерных коммуникаций в сложившейся застройке с учетом перспектив развития.
1.3 Природные условия. Инженерно-геодезическая и гидрогеологическая характеристика территории поселения
1.3.1 Улучшение экологической обстановки и охрана окружающей среды
Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей городского поселения, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, переход к устойчивому развитию.
Охрана от неблагоприятного антропогенного воздействия основных компонентов природной среды:
– атмосферного воздуха;
– поверхностных и подземных вод;
– почв, растительности и животного мира.
1.3.2 Сохранение исторического и культурного наследия
Основными задачами по сохранению объектов историко-культурного наследия являются:
– обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия;
– обеспечение сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории;
– установление режимов использования территорий объектов культурного наследия.
1.3.3 Предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основными задачами по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
– предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
– снижение риска возможных негативных последствий чрезвычайных ситуаций на объекты производственного, жилого и социального назначения, а также окружающую среду, посредством разработки мероприятий.


2 ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
2.1 Мероприятия по развитию основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства
2.1.1 Жилые зоны
Генеральным планом предусмотрены мероприятия по развитию зон жилой застройки с учётом проведения мероприятий по инженерной подготовке с целью создания комфортной среды жизнедеятельности.
Проектом предусмотрено:
– увеличение градостроительной ёмкости территорий жилой застройки путём реконструкции и уплотнения существующих жилых кварталов;
– формирование новых жилых кварталов индивидуальной жилой застройки в западном направлении;
– ликвидация (вынос, перепрофилирование) с жилых территорий объектов, не соответствующих нормативным требованиям к использованию и застройке этих территорий;
– вынос жилой застройки по ул. Дорофеева, ул. Октябрьская из зоны негативного воздействия предприятий и кладбища и размещение на этом месте территорий общественно-делового назначения.
2.1.2 Зоны общественного центра
Генеральным планом предусмотрены мероприятия по формированию общественно-деловых зон с целью повышения уровня социально-бытового и культурно-досугового обслуживания населения.
Проектом предусмотрено:
– развитие существующего общественного центра за счёт строительства объектов административного, социально-бытового и культурно-досугового назначения;
– регенерация территорий общественно-делового назначения за счёт реконструкции и перепрофилирования объектов, поэтапного сноса ветхих зданий и строительства на их месте новых объектов;
– формирование общественных подцентров в структуре жилых кварталов с учетом удобных транспортных и пешеходных связей.
– ликвидация (вынос, перепрофилирование) объектов, не соответствующих нормативным требованиям к использованию и застройке этих территорий и размещение на их месте зоны общественно-делового назначения (по ул. Интернациональная, ул. Ленина).
2.1.3 Производственные зоны
Генеральным планом запланирована структурная и технологическая реорганизация существующих производственных и коммунально-складских территорий, обеспечивающая соблюдение нормативных размеров санитарно-защитных зон расположенных на них объектов, территориальное упорядочение существующих коммунально-складских объектов с выносом предприятий, не отвечающих санитарным требованиям по размещению на данной территории.
Проектом предусмотрено:
– организация новых производственных и коммунально-складских территорий в юго-восточной части города;
– перенос производственных и коммунально-складских объектов, оказывающих негативное воздействие на жилую и общественную застройку;
– упорядочение территорий производственного и коммунально-складского назначения с учетом территориального развития территории населённого пункта в северной части населённого пункта;
– реорганизация с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для жилищного, общественно-делового строительства;
– комплексное благоустройство производственных территорий.
Темниковское городское поселение
– организация новых производственных и коммунально-складских территорий в юго-восточной части МО под размещение выносимой передвижной механизированной колонны №7 «Мелиорация»;
– сохранение зоны транспортной инфраструктуры на месте неиспользуемой взлётно-посадочной полосы.
Зоны специального назначения
Генеральным планом предусмотрены мероприятия по развитию зон специального назначения.
Проектом предусмотрено:
– закрытие кладбища по ул. Дорофеева с целью уменьшения негативного влияния на территорию жилой застройки;
– сохранение существующего кладбища в восточной части населённого пункта.
Темниковское городское поселение
Мероприятия по развитию зон специального назначения на территории муниципального образования (МО) не предусмотрены.
2.1.4 Зона транспортной инфраструктуры
Проектом генерального плана предусмотрены мероприятия по формированию зон транспортной инфраструктуры Темниковского городского поселения с целью повышения уровня транспортной инфраструктуры.
2.1.4.1 Темниковское городское поселение
Формирование зон транспортной инфраструктуры под размещение:
автомобильных дорог общей сети:
– автомобильных дорог V категории.
2.1.4.2  г. Темников
Формирование зон транспортной инфраструктуры под размещение улично-дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры:
– автомобильных дорог IV категории;
– автомобильных дорог местного значения;
–  магистральных улиц общегородского значения;
– магистральных улиц районного значения;
–  улиц и дорог местного значения;
–  проездов.
– СТО;
– автоколонн;
– гаражей индивидуального транспорта.
2.1.5 Развитие инженерной инфраструктуры
Генеральным планом предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения территории поселения по всем направлениям инженерного обеспечения. Мероприятия выполнены с учетом существующего состояния объектов инженерной инфраструктуры и с учетом прогноза изменения численности населения.
На территории поселения и входящего в него населенного пункта запланирована реконструкция существующих и строительство новых инженерных сетей и объектов: водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и связи.
2.1.5.1 г. Темников
На территории города Темникова запланировано формирование зон под объекты инженерной инфраструктуры:
– водозаборный узел;
– понизительная подстанция ПС110/10 кВ "Темников".
2.1.6 Рекреационные зоны
В решениях генерального плана предусмотрены мероприятия по благоустройству и озеленению территорий с использованием сложившегося природного каркаса населённого пункта. Проектом предлагается благоустройство и озеленение общественного центра города с обустройством территорий городских скверов и парков, благоустройство территории вдоль реки Мокша и озера Ендовище. Помимо рекреационных зон генеральным планом предусмотрено обустройство охранных и санитарно-защитных зон, буферных зон зеленых насаждений вдоль основных автодорог.
2.2 Мероприятия по развитию и размещению объектов капитального строительства
2.2.1 Размещение объектов жилищной сферы
Генеральным планом предусмотрены следующие мероприятия по развитию и размещению объектов жилищного строительства:
– снос жилищного фонда, расположенного на территориях с градостроительными ограничениями (в санитарно-защитных зонах, охранных зонах), в размере 3,2 тыс. кв.м общей площади;
– увеличение средней жилищной обеспеченности до 39 кв.м/чел. (рост на 6%);
– строительство нового жилищного фонда в размере 37,9 тыс. кв. м общей площади;
– упорядочение существующей территории жилой застройки с увеличением площади жилых территорий до 318,2 га (рост на 8%), в том числе индивидуальной - до 288,6 га, малоэтажной - до 24,5 га, среднеэтажной - до 5,1 га;
– сохранение средней плотности населения в границах жилых зон на уровне 25 чел./га.
2.2.2 Развитие и размещение объектов социальной сферы
Генеральным планом предусмотрены следующие мероприятия по развитию и размещению объектов социальной сферы:
I. Реконструкция объектов:
1 очередь
– Темниковская поликлиника с улучшением технического состояния объекта;
– комплекс «МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1». Спортивный зал. Библиотека» с целью улучшения технического состояния объекта»;
– комплекс «МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2». Центр внешкольной работы. Спортивный зал. Зал хореографии. Библиотека» с целью улучшения технического состояния объекта;
– недействующее учреждение образования с целью восстановления объекта с сохранением функционального назначения.
расчетный срок
– комплекс «Административное здание. Швейный цех» с целью выноса швейного цеха;
– гостиница «Мокша» с улучшением технического состояния объекта;
– хирургического, терапевтического комплекса и пищеблока МУЗ «Темниковская центральная районная больница имени А.И. Рудявского» со строительством роддома и физиотерапевтического отделения с размещением административного корпуса;
– комплекс «Администрация Темниковского района. Администрация г. Темников. Гостехнадзор республики Мордовия. Фонд социального страхования» с целью выноса Темниковского ЗАГСА;
– комплекс «Статистическое управление. Архив. Темниковская детская художественная школа» с целью размещения ЗАГСА;
– пекарня под магазин-пекарню.
II. Строительство объектов социально-бытового назначения:
1 очередь
– детский сад на 120 мест;
– стадион при средней общеобразовательной школе №2;
– бассейн на 240 кв.м зеркала воды;
– 3 магазина на 130 кв.м торговой площади;
– ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями развития «Темниковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 140 мест. Спортивный зал (восстановление мощности существующего объекта);
– хоккейный корт.
расчетный срок
– детский сад на 120 мест;
– комплекс «Музыкальная школа. Школа искусств. Детская библиотека» (восстановление мощности существующего объекта);
– лыжная база;
– стадион с административно-бытовым корпусом;
– 2 многофункциональные спортивные площадки;
– комплекс «Молодежный центр на 350 мест. Фотосалон. Парикмахерская. Библиотека на 36 тыс. единиц хранения. Магазины»;
– центральный дворец культуры и досуга на 400 мест;
– кинотеатр на 240 мест;
– пункт бытового обслуживания на 15 рабочих мест;
– МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» (дневное отделение) (восстановление мощности существующего объекта);
– комплекс «Управление социальной защиты населения Темниковского муниципального района РМ. Комплексный центр социального обслуживания населения»;
– страховой отдел;
– ветеринарная лечебница и лаборатория;
– пожарное депо на 2 автомобиля.
2.2.3 Развитие и размещение объектов производственной сферы
Решением генерального плана предусмотрены следующие мероприятия по развитию производственной сферы: 
– реконструкция производственных мощностей ОАО «Агрофирма Темниковская» с увеличением мощностей по переработке молочной продукции, а так же строительство цехов по переработке мяса КРС и свиней (создание маломощного цеха по производству мясных полуфабрикатов и колбасных изделий на нужды района) с соблюдением градостроительных ограничений;
– реконструкция здания, в котором расположен недействующий холодильник и гаражи, с целью выноса холодильника;
– строительство производственных и коммунально-складских объектов за счет переноса существующих объектов (вынос с проектных территорий общественно-деловой и жилой застройки), в том числе: коммунально-складская территория ГУ «Темниковское территориальное лесничество»; передвижная механизированная колонна №7 "Мелиорация"; территория ОАО "Мордовгаз"; коммунальная территория МУП "Жилкомхоз"; деревообрабатывающий цех ООО "Пиче"; ООО «Лесопромышленный комплекс «Старый город»; производственная территория; складские территории;
– формирование территории коммунально-складского и производственного назначения в размере 41.97 га, в том числе за границей населенного пункта – 3.2 га.
2.2.4 Развитие и размещение объектов транспортной инфраструктуры
2.2.4.1 Внешний транспорт
В дополнение к сохраняемым автомобильным дорогам проектом генерального плана предусмотрено:
– строительство автомобильной дороги местного значения «подъезд к передвижной механизированной колонне №7 "Мелиорация" от автомобильной дороги межмуниципального значения "г.Темников – п.Барашево – с.Теньгушево - гр. Нижегородской области" с капитальным типом покрытия (асфальтобетон), V категории, протяженностью в границах поселения 0,1 км.



2.2.4.2 Улично-дорожная сеть и поселковый транспорт
2.2.4.3 г. Темников
Проектом генерального плана предусмотрено совершенствование улично-дорожной сети г. Темников путем реализации мероприятий по реконструкции существующих и строительству новых улиц и дорог


Объекты транспортной инфраструктуры:
Проектом генерального плана по размещению объектов транспорта предусматривается:
на первую очередь:
– строительство  2 СТО мощностью по 5 постов в северной и восточной частях города;
– реконструкция существующей СТО с увеличением мощности с 2 до 5 постов в северной части города;
– реконструкция существующей АЗС с уменьшением мощности с 4 до 3 топливораздаточных колонок в южной части города (несоответствие требованиям санитарных норм);
– строительство 3 гаражных кооперативов общей мощностью 300 машино-мест, 2 в восточной, 1 в северной части города;
– сохранение существующих гаражей индивидуального транспорта общей мощностью 1030 машино-мест в центральной части города.
– перенос существующей автоколонны из центральной в восточную часть города;
2.2.5 Развитие и размещение объектов инженерной инфраструктуры
Учитывая прогнозы изменения численности населения и существующее состояние объектов инженерной инфраструктуры, генеральным планом предусматривается ряд мероприятий, направленных на повышение уровня инженерного обеспечения территории поселения по всем направлениям инженерного обеспечения.
2.2.5.1 Водоснабжение
Для развития системы водоснабжения г. Темникова на расчетный срок предусмотрены следующие мероприятия:
– строительство водозаборного узла, с размещением на его территории ряда артезианских скважин (куста скважин), общей производительностью 3145 м3/сут;
– устройство на территории водозаборного узла станции водоподготовки блочного типа с насосным оборудованием второго подъема, производительностью 3020 м3/сут;
– строительство магистральной водопроводной сети из полиэтиленовых труб, диаметром 63 мм протяженностью 2,8 км;
– строительство магистральной водопроводной сети из полиэтиленовых труб, диаметром 110 протяженностью 5,1 км;
– строительство магистральной водопроводной сети из полиэтиленовых труб, диаметром 280 мм протяженностью 46,4 км.
2.2.5.2 Водоотведение
Для развития системы водоотведения г. Темникова на расчетный срок предусмотрены следующие мероприятия:
– реконструкция канализационных очистных сооружений (увеличение производительности) производительностью 3090 м3/сут;
– реконструкция канализационной насосной станции (увеличение производительности) производительностью 2140 м3/сут;
– строительство магистральных самотечных канализационных коллекторов из полиэтиленовых труб диаметром 200 мм протяженностью 5,9 км;
– строительство магистральных самотечных канализационных коллекторов из полиэтиленовых труб диаметром 315 мм протяженностью 2,4 км.
2.2.5.3 Теплоснабжение
По реконструкции и развитию системы теплоснабжения г. Темников на расчетный срок предусмотрены следующие мероприятия:
– реконструкция котельной "Центральная" мощностью 37,5 Гкал/ч, связанная с заменой оборудования;
– строительство сетей теплоснабжения протяженностью 2,0 км, диаметром 100 - 159 мм;
– реконструкция сетей теплоснабжения протяженностью 5,8 км, диаметром 100-273 мм.
2.2.5.4 Электроснабжение
Для развития системы электроснабжения г. Темникова на расчетный срок предусмотрены следующие мероприятия:
– строительство воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ общей протяжённостью по трассе 0,5 км;
– строительство воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ общей протяжённостью по трассе 9,1 км;
– строительство 5 трансформаторных подстанций класса 10/0,4 кВ, мощностью от 160 до 250 кВА;
– реконструкция с переносом существующей ТП-10/0,4 кВ №0344;
– реконструкция 22-х существующих трансформаторных подстанций класса 10/0,4 кВ
– реконструкция распределительного пункта РП №8-3;
– реконструкция существующих сетей электроснабжения напряжением 10 кВ общей протяженностью 0,6 км с перекладкой в кабельные линии;
– строительство кабельных линий электропередачи напряжением 10 кВ общей протяжённостью по трассе 2,4 км.
2.2.5.5 Газоснабжение
Для развития системы газораспределения г. Темникова на расчетный срок строительства предусмотрены следующие мероприятия:
– строительство подземных газопроводов высокого давления из стальных и полиэтиленовых труб диаметром 63-273 мм общей протяженностью – 4,7 км;
– строительство (перенос) газорегуляторного пункта – 1 шт.
2.2.5.6 Связь и информатизация
Для развития системы связи г. Темникова на расчетный срок предусмотрены следующие мероприятия:
– реконструкция АТС, связанная заменой оборудования на цифровое;
– строительство ВОЛС протяженностью – 3 км;
– строительство распределительных кабельных линий связи – 4,1 км.
2.3 Мероприятия по охране окружающей среды, благоустройству и озеленению территории населенного пункта, использованию и охране лесов
2.3.1 Мероприятия по улучшению качества атмосферного воздуха
Санитарная охрана и оздоровление воздушного бассейна обеспечивается комплексом защитных мер технологического, организационного и планировочного характера.
Технологические мероприятия направлены на снижение или исключение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Разработка таких мероприятий производится профильными институтами или самими предприятиями. К технологическим мероприятиям относятся:
– использование высококачественных видов топлива на предприятиях и автотранспорте, соблюдение технологических режимов работы, исключающих аварийные выбросы промышленных токсичных веществ;
– совершенствование и регулировка двигателей автомобилей с выбором оптимальных в санитарном отношении состава горючей смеси и режима зажигания;
–  внедрение малоотходных и безотходных технологий в производстве;
–  разработка и внедрение замкнутых технологических циклов;
–  оборудование автозаправочных станций системой закольцовки паров бензина;
Основными организационными мероприятиями по снижению загрязнения атмосферного воздуха и сокращению суммарных выбросов в атмосферу стационарными источниками выделения проектом рекомендуется:
– внедрение и реконструкция пылегазоочистного оборудования, механических и биологических фильтров на всех производственных и инженерных объектах на территории города;
– разработка прогноза неблагоприятных метеорологических условий для рассеивания загрязняющих веществ;
– организация стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;
– установление нормативов качества топлива;
– установление нормативов выбросов вредных веществ.
Планировочными мероприятиями, предусмотренными генеральным планом являются:
– вынос из жилой застройки  коммунальных объектов и транспортных предприятий - источников загрязнения атмосферного воздуха на расстояние, обеспечивающее санитарные нормы;
– создание, благоустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других источников загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы;
– благоустройство, озеленение улиц и проектируемой территории в целом, в целях защиты городской застройки от неблагоприятных ветров, борьбы с шумом, повышения влажности воздуха, обогащения  воздуха кислородом и поглощения из воздуха углекислого газа;
– упорядочение улично-дорожной сети;
– вывод большегрузного транспорта за пределы города на объездные магистрали;
– обеспечение требуемых разрывов с соответствующим озеленением между транспортными магистралями и застройкой;
– размещение объектов коммунально-бытового назначения, связанных со значительными грузовыми перевозками, в непосредственной близости от магистральных улиц для сокращения протяженности проездов по территории жилой застройки;
– организация зеленых полос вдоль городских магистралей и озеленение внутримикрорайонных пространств.
На территории установлены санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы от следующих объектов и территорий:
г. Темников
– Канализационные очистные сооружения - 150 м
– Деревообрабатывающий комбинат - 100 м
– Деревообрабатывающий цех ООО "Пиче" - 100 м
– Деревообрабатывающий цех - 100 м
– Производственная база строительной фирмы - 100 м
– Пилорама - 100 м
– ООО "Лесопромышленный комплекс "Старый город"- 100 м
– Завод сухого обезжиренного молока - 100 м
– Автоколонна - 100 м
– Автогазозаправочная станция - 100 м
– Кладбище - 100 м
– Автовокзал (отстойно-разворотная площадка)- 50 м
– Производственная территория - 50 м
– Коммунально-складская территория - 50 м
– Автозаправочная станция - 50 м
– Кладбище закрываемое - 50 м
– Межхозяйственная строительная организация - 50 м
– Территория ОАО "Мордовгаз" - 50 м
– Территория ООО "Строитель" - 50 м
– Коммунальная территория МУП "Жилкомхоз" - 50 м
– Коммунально-складская территория ГУ "Темниковское территориальное лесничество" - 50  м
– Коммунально-складская территория ГУП РМ "Темниковэлектротеплосеть" - 50 м
– Станция технического обслуживания,  автомойка - 50 м
– Понизительная подстанция  ПС 110/10кВ «Темников» – 50м
– Гаражи индивидуального транспорта - 25 м
– Канализационная насосная станция - 20 м
Темниковское городское поселение
– Передвижная механизированная колонна №7 "Мелиорация" - 100 м
– Газораспределительная станция - 300 м
Объекты, расположенные за границей городского поселения, но накладывающие ограничения на проектируемую территорию:
– Кирпичный завод - 300 м
– ДРСУ Темниковское - 100 м
2.3.2 Мероприятия по охране водных объектов
В целях охраны и рационального использования водных ресурсов в соответствии с пунктом 7.4.8. Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Мордовия (далее РНГП Республика Мордовия), проектом предусматривается:
– устройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ (статья 65), зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (в соответствии с требованиями раздела «Водоснабжение» и приложения 14 РНГП Республика Мордовия), а также контроль за соблюдением установленного режима использования указанных зон;
– предотвращение сбросов сточных вод, содержащих радиоактивные вещества, пестициды, агрохимикаты и другие опасные для здоровья человека вещества и соединения, превышающие нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
– предотвращение сброса в водные объекты и захоронения в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
– предотвращение захоронения в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;
– предотвращение загрязнения водных объектов при проведении всех видов работ, в том числе радиоактивными и (или) токсичными веществами;
– ограничение поступления биогенных элементов для предотвращения евтрофирования вод, в особенности водоемов, предназначенных для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;
– разработку планов мероприятий и инструкций по предотвращению аварий на объектах, представляющих потенциальную угрозу загрязнения;
– установление зон рекреации водных объектов;
– мониторинг забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
–  расчистка русел рек и водоёмов и прибрежных территорий от мусора и хлама, проведение берегоукрепительных работ;
– организация системы сбора и отвода поверхностных стоков;
– модернизация системы водоотведения города и реконструкция канализационных насосных станций; 
– реконструкция существующих канализационных очистных сооружений на территории города, с целью снижения износа основных фондов, повышения эффективности и производительности их работы;
До установления водоохранных зон и пребрежных защитных полос рекомендуется разработать проект организации водоохраных зон и прибрежных защитных полос водных объектов городского поселения, с учетом гидрологических, геоморфологических и ландшафтных особенностей территории.
С целью исключения возможности загрязнения подземных вод основного эксплуатируемого горизонта в соответствии с Республиканской целевой программы «Охрана окружающей среды Республики Мордовия на период до 2010 года» предусматривается тампонирование бесхозяйных водозаборных скважин. Для реализации данного проекта необходимо следующее:
–    разработка и согласование проекта ликвидационного тампонажа;
–    проведение работ по тампонированию скважин;
–    оформление документов о ликвидации скважин: актов приемки-сдачи выполненных работ, актов списания из реестра водозаборных сооружений и снятия с баланса держателя имущества.
Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения в соответствии с пунктом 7.4.10. РНГП Республики Мордовия предусматривают:
– устройство зон санитарной охраны источников водоснабжения (в соответствии с требованиями раздела «Водоснабжение» и приложения 14 нормативов), а также контроль за соблюдением установленного режима использования указанных зон;
– предотвращение загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также контроль за соблюдением нормативов допустимого воздействия на подземные водные объекты;
– обязательную герметизацию оголовков всех эксплуатируемых и резервных  скважин;
– выявление скважин, не пригодных к эксплуатации или использование которых прекращено, оборудование их регулирующими устройствами, консервация или ликвидация;
– предотвращение негативного воздействия водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды;
– предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы, а также при бурении скважин различного назначения в водоносные горизонты;
– использование водонепроницаемых емкостей для хранения сырья, продуктов производства, химических реагентов, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;
– мониторинг состояния и режима эксплуатации водозаборов подземных вод, ограничение водозабора.
2.3.3 Мероприятия по охране и восстановлению почв
Для предотвращения загрязнения, деградации и разрушение почвенного покрова в границах проектируемой территории предусмотрены следующие мероприятия:
– устройство асфальтобетонного покрытия дорог;
– устройство отмосток вдоль стен зданий;
–  расчистка, благоустройство и озеленение прибрежных территорий реки Мокша, ее притоков, озёр и ручьев;
– защита от береговой эрозии путем проведения берегоукрепительных работ, строительство набережных;
–  благоустройство улиц и дорог, газонное озеленение;
– биологическая очистка почв и воздуха за счет увеличения площади зеленых насаждений всех категорий;
– устройство зеленых лесных полос вдоль магистральных транспортных коммуникаций;
Для обеспечения охраны и рационального использования почвы в соответствии с пунктом 7.5.10. РНГП Республики Мордовия, необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по ее рекультивации. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
– разработке месторождений полезных ископаемых;
– строительстве и прокладке инженерных сетей различного назначения;
– складировании и захоронении промышленных, бытовых и прочих отходов;  
– ликвидации последствий загрязнения земель.
Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также приемку и передачу рекультивированных земель, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Организационными мероприятиями, направленными на охрану почв от загрязнений являются:
– организация и обеспечение планово-регулярной очистки города от жидких и твердых отходов;
– охрана и рекреационное использование природных ландшафтов повышенной экологической значимости;
– контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель.
2.3.4 Мероприятия по охране недр, минерально-сырьевых ресурсов, поземных вод
Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения в соответствии с пунктом 7.4.10. РНГП Республики Мордовия предусматривают:
– устройство зон санитарной охраны источников водоснабжения (в соответствии с требованиями раздела «Водоснабжение» и приложения 14 РНГП Республики Мордовия), а также контроль за соблюдением установленного режима использования указанных зон;
– предотвращение загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также контроль за соблюдением нормативов допустимого воздействия на подземные водные объекты;
– обязательную герметизацию оголовка всех эксплуатируемых и резервных  скважин;
– выявление скважин, не пригодных к эксплуатации или использование которых прекращено, оборудование их регулирующими устройствами, консервация или ликвидация;
– предотвращение негативного воздействия водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды;
– предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы, а также при бурении скважин различного назначения в водоносные горизонты;
– использование водонепроницаемых емкостей для хранения сырья, продуктов производства, химических реагентов, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;
– мониторинг состояния и режима эксплуатации водозаборов подземных вод, ограничение водозабора.
К основным организационным мероприятиям подземных вод  на территории города относятся:
– создание  системы мониторинга водных объектов;
– эколого-токсикологическое исследование состояния водных объектов;
– организация мониторинга за состоянием водопроводящих сетей города и своевременное проведение мероприятий по предупреждению утечек из систем водопровода и канализации;
– организация контроля уровня загрязнения поверхностных и грунтовых вод.
2.3.5 Мероприятия по озеленению территорий
Главными направлениями озеленения рассматриваемой территории являются: создание системы зеленых насаждений, сохранение естественной древесно-кустарниковой растительности.
При строительстве общественно-деловой и жилой застройки предлагается произвести благоустройство территории:
– устройство газонов, цветников, посадка зеленых оград;
– оборудование территории малыми архитектурными формами – беседками, навесами, площадками для игр детей и отдыха взрослого населения, павильонами для ожидания автотранспорта;
– организация дорожно-пешеходной сети;
– освещение территории;
– обустройство мест сбора мусора.
Создание системы зеленых насаждений является необходимым, так как она улучшает микроклимат, температурно-влажностный режим, очищает воздух от пыли, газов, является шумозащитой жилых и производственных территорий.
Для создания системы зеленых насаждений предусмотрены следующие мероприятия по озеленению территории:
– восстановление растительного покрова в местах сильной деградации зеленых насаждений;
– целенаправленное формирование крупных насаждений, устойчивых к влиянию антропогенных и техногенных факторов;
– посадка газонов на площадях, не занятых дорожным покрытием, для предотвращения образования пылящих поверхностей;
– организация дополнительных озелененных площадей за счет озеленения санитарно-защитных зон;
– организация шумозащитных зеленых насаждений вдоль улиц жилой застройки и вдоль автомобильных дорог.
Организация системы зеленых насаждений населенного пункта включает:
– участки озеленения общего пользования;    
– участки озеленения ограниченного пользования (зеленые насаждения на участках жилых массивов, учреждений здравоохранения, промышленных предприятий, пришкольных участков, детских садов);
– участки специального назначения (озеленение санитарно-защитных, территорий вдоль дорог).
2.3.6 Мероприятия по санитарной очистке территории
Рекомендуются следующие мероприятия по санитарной очистке территории городского поселения:
– разработка муниципального правового акта об обращении с отходами в населенных пунктах и на территории района;
– переход в дальнейшем на использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
– организация планово-регулярной системы очистки, своевременного сбора и вывоза всех бытовых отходов на полигон ТБО (включая уличный смет);
– организация планово-поквартальной системы санитарной очистки населенного пункта;
– закрытие свалки, расположенной восточнее границ городского поселения;
– организация уборки территорий населенного пункта от мусора, смета, снега;
– организация уборки территорий вдоль автомобильных дорог;
– выявление несанкционированных свалок с последующей рекультивацией территории.
2.3.7 Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера
На территории Темниковского городского поселения возможны следующие чрезвычайные ситуации  техногенного характера: аварии на автомобильных дорогах, пожары, взрывы в зданиях, взрывы на инженерных коммуникациях и технологическом оборудовании  инженерных объектов, аварии на тепловых сетях.
В соответствии с данными паспорта безопасности потенциально-опасные объекты на территории Темниковского городского поселения отсутствуют.
На территории городского поселения расположены следующие объекты жизнеобеспечения, аварии на которых могут привести к возникновению ЧС:
– канализационные очистные сооружения;
– котельные;
– газораспределительная станция;
– газорегуляторные пункты;
– дизельные электростанции;
– линии электропередачи;
– артезианские скважины;
– хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод;
– магистральный газопровод высокого давления;
– понизительная подстанция;
– трансформаторные подстанции;
– водонапорные башни.
Генеральным планом на расчетный срок предусмотрены следующие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций:
– оснащение территории автозаправочных станций и автогазозаправочной станции современным оборудованием, предотвращающим возникновение чрезвычайных ситуаций;
– контроль за состоянием емкостей на автозаправочных и автогазозаправочной станциях, замена поврежденного коррозией оборудования;
– применение изоляционных покрытий на территории на автозаправочных станций  и автогазозаправочной станции, исключающих попадание нефтепродуктов в почву;
– строгое соблюдение противопожарных нормативов и требований;
– формирование аварийных подразделений, обеспеченных соответствующими машинами и механизмами, мощными средствами пожаротушения.
С целью предотвращения ЧС на канализационных сооружениях необходимо проведение следующих мероприятий:
– планово-предупредительные ремонты оборудования и сетей;
– замена и модернизация морально устаревшего технологического оборудования;
– установка  дополнительной запорной арматуры.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций на автотранспорте необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
– улучшение качества зимнего содержания дорог, особенно на дорогах с уклонами, перед мостами, на участках с пересечением оврагов и на участках пересечения с магистральными трубопроводами, в период гололеда;
– устройство ограждений, разметка, установка дорожных знаков, улучшение освещения на автодорогах;
– комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных экологических загрязнений при эксплуатации мостов и дорог (водоотвод с проезжей части, борьба с зимней скользкостью на мостах без применения хлоридов и песка, укрепление обочин на подходах к мостам, закрепление откосов насыпи, озеленение дорог).
– укрепление обочин, откосов насыпей, устройство водоотводов и других инженерных мероприятий для предотвращения размывов на предмостных участках;
– регулярная проверка состояния постоянных автомобильных мостов через реки и овраги;
– очистка дорог в зимнее время от снежных валов, сужающих проезжую часть и ограничивающих видимость.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций на объектах транспортировки газа необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
– обеспечение охранных зон и санитарных разрывов от магистральных трубопроводов и газораспределительных станций, строгое соблюдение режима использования их территории;
– совершенствование электрохимической защиты трубопроводного транспорта от коррозии;
– организация дистанционного контроля за состоянием трубопроводов;
– формирование аварийных подразделений на предприятиях, обеспеченных соответствующими машинами и механизмами.
Для предотвращения ЧС проектом определены общие организационные мероприятия:
– совершенствование службы оповещения работников взрыво-, пожароопасных предприятий и населения прилегающих районов о создавшейся ЧС и необходимых действиях работников и населения.
– точное выполнение плана-графика предупредительных ремонтов и профилактических работ, соблюдение их объемов и правил проведения;
– регулярная проверка соблюдения действующих норм и правил по промышленной безопасности;
– регулярное проведение тренировок по отработке действий всего персонала предприятия в случае ЧС.
2.3.8 Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного характера
Быстрое распространение пожара при сильном ветре и сильное задымление создают угрозу экологической безопасности населения. Поэтому в целях предупреждения крупных лесных пожаров необходимо осуществлять постоянный мониторинг состояния лесов в пожароопасный период и принимать своевременные меры по ликвидации очагов.
Для предотвращения распространения лесных пожаров вдоль примыкания жилой застройки к проектируемой лесопарковой и лесной зоне планируется создание или минерализованных дорожек шириной 3-5 м, уборка сухостоя и валежника.
Меры противопожарной охраны:
– усиление противопожарных мероприятий в местах массового сосредоточения людей;
– контроль за соблюдением правил пожарной безопасности;
– создание на предприятиях, в лесах и лесничествах пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря;
– содержание в безопасном состоянии полос отводов железных и автомобильных дорог, вдоль которых расположены лесные массивы;
– осуществление контроля за посещением лесов и пребыванием в них граждан с целью отдыха, охоты, рыбной ловли;
– проведение противопожарного обустройства лесов, устройств подъездов к естественным водоемам для забора воды в местах массового отдыха населения;
– осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением гражданами требований и правил пожарной безопасности в лесах.
 Для предотвращения развития чрезвычайных ситуаций природного характера необходимо проведение мероприятий по берегоукреплению опасных участков, отсыпке территорий подверженных затоплению паводковыми водами, а также проведение специальных инженерно-технических мероприятий на участках возможного образования карстовых провалов, оползней.
Наибольшую опасность из группы биолого-социальных ЧС представляют болезни диких животных (бешенство). Бешенство острая вирусная болезнь животных и человека, характеризующаяся признаками полиоэнцефаломиелита и абсолютной летальностью.
Мероприятия по профилактике бешенства животных и человека, мероприятия при заболевании животных бешенством, противоэпидемические мероприятия следует проводить в соответствии с Санитарными правилами СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство».
В случае вспышки инфекции биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями бешенства сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках.